Во второй части высказывания Жванецкий делает |
29.08.2017 00:02 |
Во второй части высказывания Жванецкий делает попытку оправдать нынешнее ужасающее положение, развал и невозможность нормально делать даже «бизнес» (ради которого все и было организовано), сваливая эти грехи опять же на «наследие прошлого» и на традиционное «да у нас все всегда плохо!». Жванецкий, иронизируя, доказывает: не «демократия» и «рынок» виноваты, не прямое предательство их апологетов – а некие «сторонние факторы». Вот еще отрывок из того же выступления, практически слово в слово повторяющий предыдущую схему: «Самое большое достижение – ваше и наше – люди отошли от политики настолько, что коммунисты уже никого не раздражают. Их агитация идет не за свои убеждения, а против ваших убеждений., А убеждений «против» не бывает. Второе достижение – люди в России стали разными. Это видно даже в парламенте. Хотя круглосуточная автомашина и штат секретарей здорово отупляют. За новую жизнь платит «откат» Россия. Это вам понятно. «Откат» Россия заплатила культурой. Культура, искусство обожают тюрьму и рассыпаются вместе со свободой. Сейчас, чтобы петь, нужен либо слух, либо голос. А раньше – и то и другое. Раньше читать было интереснее, чем жить». В начале автор остроумно «пинает» «коммунистов», попутно делая сразу два «приведенных вывода» (9): что они должны обязательно «раздражать» и что они выступают «против» аудитории Жванецкого [напомним: автор выступает перед топ-менеджерами России]. После этого вновь идет реабилитация или, в крайнем случае, забалтывание недостатков (разновидность приема «прицеп», 14.4) нынешней Системы. В данном случае парламентариев, их сребролюбия и глупости. Следом – объяснение, почему в современной России такое ужасающее положение с культурой, что это нормально: «За новую жизнь... Россия заплатила культурой». Поскольку автор не уверен, что аудитория примет его слова, он проводит скрытую апелляцию к ней, втираясь в доверие: «Это вам понятно» (такой оборот ставит говорящего в положение наставника по отношению к аудитории; расслабленная аудитория не замечает подвоха и начинает воспринимать говорящего как человека, который ей, аудитории, что-то объясняет – то есть как «своего»). |