Правила поведения, делающие возможным возникновение цивилизации |
25.08.2017 13:39 |
Правила поведения, делающие возможным возникновение цивилизации, появляются в результате эволюционного процесса, в ходе которого социальные группы, первымивыработавшие нормы и правила поведения, благоприятныедля мирной, добровольной торговли (совокупность правил иинститутов, образующих право собственности), постепеннопоглощают и подчиняют себе другие группы, сравнительноболее отсталые из-за своей примитивной или родовой организации. Поэтому, как указывает Хайек, социалисты глубокозаблуждаются, полагая, что чувства и установки, типичныедля малых примитивных групп (основанные на принципахсолидарности, альтруизма и преданности), могут стать основой обширного порядка общественного сотрудничества, образующего современное общество. В самом деле, принципысолидарности и альтруизма пригодны в примитивных группах именно потому, что в подобных группах потребности иособенности каждого члена хорошо известны. Однако попытка распространить принципы солидарности и альтруизма, типичные для родоплеменной группы, на обширный порядок общественного сотрудничества, где взаимодействуюти сотрудничают миллионы людей, которые не знают и никогда не узнают друг друга, способна привести лишь к исчезновению цивилизации, к физическому уничтожениюбольшей части человечества и возврату к примитивному родоплеменному хозяйству, едва-едва обеспечивающего простое выживание. Новый вклад Хайека состоял главным образом в демонстрации того, что идея Мизеса о невозможности экономического расчета при социализме представляет собой просто частный случай более общего принципа логическойневозможности социальной инженерии или, иными словами, «конструктивистского» или «картезианского» рационализма. Поскольку рационализм этого типа покоится наиллюзии, что человеческий разум намного могущественнее,чем на самом деле он отражает пагубную сциентистскую заносчивость, не признающую границ для будущего применения методов социальной инженерии. Хайек используеттермин «сциентизм» для обозначения неоправданного применения в общественных науках методов физических и естественных наук. В 1940-х — начале 1950-х годов он написалряд статей, которые позднее, в 1955 г., объединил в сборнике«Контрреволюция науки» (Hayek 1955; ). В этойкниге Хайек дает уничтожающий анализ позитивистскогорационализма, идущего от идей Конта, Сен-Симона и узкого бентамовского утилитаризма, предполагающих окружение, в котором информация о выгодах и издержках каждогодействия известна и позволяет принимать максимизирующие решения. |