Телефоны:

+7 (495) 673-40-74

Таким образом, австрийцы серьезно расходятся
25.08.2017 13:08

Таким образом, австрийцы серьезно расходятся с неоклассическими экономистами в вопросе об основной экономической проблеме. Австрийцы изучают динамичныйпроцесс общественной координации, в ходе которого индивиды постоянно и предприимчиво порождают новую информацию (в силу чего она никогда не бывает «данной»),поскольку пребывают в поиске целей и средств, представляющихся им существенными в контексте каждого действия, которым они поглощены, и в результате неумышленнозапускают стихийный процесс координации. Поэтому дляавстрийцев основная экономическая проблема не сводитсяк технике или технологии, тогда как неоклассические теоретики обычно понимают дело именно так, ибо ­ предполагают,что цели и средства «даны», а потому экономическая проблема сводится к технической проблеме оптимизации. Иными словами, с точки зрения австрийской школы, важнейшаяэкономическая проблема — это не максимизация известной, объективной функции с известными ограничениями,а проблема, строго экономическая по своей природе: онавозникает при наличии множества конкурирующих между собой целей и средств, когда знание о них не является чем-то данным, а напротив, рассредоточено между бессчетным числомлюдей, постоянно создающих его ex novo, так что в результате никто не в состоянии знать все существующие возможности и альтернативы, а равно и то, в какой степени каждаяиз них желательна.

Кроме того, необходимо понимать, что даже те действия,которые кажутся направленными исключительно на максимизацию или оптимизацию, неизбежно содержат компонентпредпринимательства, так как действующий субъект сначаладолжен осознать, что в его обстоятельствах наиболее выгоден именно такой образ действий — роботоподобный, механический и реагирующий. Иными словами, неоклассическийподход — это всего лишь относительно неважный частныйслучай более общей австрийской модели, гораздо более содержательной, имеющей более общий характер и намного лучше объясняющей реальное общество. Более того, австрийскиетеоретики, в отличие от неоклассических, не видят смыслав жестком разделении микро- и макроэкономики. Напротив, экономические проблемы следует изучать как взаимосвязанные вопросы, без разделения на микро- и макроаспекты. Радикальное разделение экономической теории на«микро» и «макро» — один из наиболее типичных примеровнеадекватности современных вводных учебников и пособийпо политической экономии, которые, в отличие от Мизеса и других экономистов австрийской школы, не предлагают единого истолкования экономических проблем, а неизменно представляют экономическую науку разделенной надве отдельные дисциплины (микро- и макроэкономическуютеорию), никак между собой не связанные, а потому могущие изучаться и на деле изучающиеся по отдельности.